Красноярский экономический форум «Российская экономика: повестка 2017-2025»

20 – 22 апреля 2017

Сотрудники  КГКУ «Центр социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности» приняли участие в мероприятиях форума, имеющих непосредственное отношение к их профессиональной деятельности.

Ключевыми событиями форума стали дискуссии по теме:  «Повестка 2017-2025: стратегические инициативы». В рамках этих дискуссий было отмечена необходимость прозрачности в госзаказах и инвестиционных проектах крупных компаний, использование долгосрочных тарифов, более раннее вовлечение бизнеса в процесс изменения законодательства, фискальная стабильность.

Аркадий Дворкович в этой связи отметил следующее: «У меня сложилось ощущение, что почти всё, что от государства хотели бы участники процесса, бизнес прежде всего, мы уже сделали, но сами же не исполняем. У нас есть долгосрочный бюджет, но по факту мы его каждый год меняем, не сохраняя большую часть обязательств, которые вроде бы на три года зафиксировали. У нас в некоторых сферах заявлены долгосрочные тарифы, но мы их все равно каждый год пересматриваем. У нас есть планы закупок госкомпаний, у некоторых даже среднесрочные планы, но их, естественно, тоже меняют. То есть мы почти все эти инструменты ввели, но используем не так, как они задумывались. Отчасти я не согласен по законодательному процессу, поскольку у нас теперь очень регламентированная процедура с оценкой регулирующего воздействия, с общественным обсуждением, прохождением через самые разные инстанции».

Важнейшим результатом работы тематических площадок, стало обсуждение необходимости и практических ходов по внедрению в практику деятельности ОИГВ методов проектного управления.

Было отмечено, что в обсуждении реализации амбициозного видения развития страны нельзя обойтись без важнейшего фактора этих изменений – реформы государственного аппарата. Уровень эффективности государственного управления, его ориентированность на развитие в огромной степени определяет успех или неудачу инициатив по модернизации. Это, например, наглядно демонстрирует опыт «азиатских тигров». Несмотря на множество различий в философии государственного управления, мировая практика создала не так много видов эффективных государственных систем. Странам, претендующим на лидерство, необходимо учитывать накопленный опыт и возникающие новации и изменения. Ключевые обсуждаемые вопросы: «Как выстроить качественную систему целеполагания и планирования?»; «Каковы пределы использования инструментов стратегического планирования?»: «Каким должно быть распределение полномочий, ресурсов и ответственности между федеральными, региональными и местными властями?»; «Как повысить компетенции государственных служащих, ответственных за стратегическое планирование?».

Логическим продолжением темы эффективности государственного управления стали обсуждения эффективности проектной деятельности в государственном управлении.

В конце 2016 года было принято решение об организации проектной деятельности в федеральных и региональных органах власти для решения приоритетных социально и экономически значимых задач. Был утвержден первый портфель из 20 проектов и программ на федеральном уровне; началась работа по формированию и развитию ведомственных и региональных портфелей проектов. Были обсуждены следующие вопросы: «Что в наибольшей степени мешает максимально эффективной работе в рамках проектной деятельности?»; «Как повысить эффективность взаимодействия всех возможных участников?»; «На какие вопросы необходимо делать упор: реформирование стратегического планирования, изменение подходов к госпрограммам, развитие портфельного управления, скорейшее внедрение системы стимулирования участников или внедрение и развитие культуры проектного управления?».

Наконец, была поднята тема о деятельности региональных проектных офисах.
        В 2016 году был утвержден портфель первых 20 приоритетных проектов и программ в рамках 11 направлений стратегического развития Российской Федерации. В настоящее время формируются ведомственные и региональные портфели проектов. В большинстве реализуемых проектов существует значительная региональная составляющая, и для успешной реализации таких проектов необходима эффективная работа региональных проектных офисов и действующая система управления проектами, которая соответствовала бы решаемым задачам. Ключевые вопросы: «Какие ключевые направления развития необходимо выбрать региональным проектным офисам при внедрении системы управления проектной деятельностью?»; «Какие показатели «зрелости» выбрать для справедливой оценки эффективности и результативности региональных проектных офисов в системе государственного управления?»; «Могут ли региональные проектные офисы стать в перспективе ключевыми проводниками изменений?».

 Была выделена принципиальная схема  взаимодействия Проектного комитета, Проектного офиса и функциональных проектных офисов. Она  выглядит следующим образом:

  • планирование деятельности органа исполнительной власти осуществляется «сверху вниз», от руководителя органа исполнительной власти, через Проектный офис, далее через заместителей руководителя органа исполнительной власти, функциональные проектные офисы и до конкретных
  • должностных лиц;
  • отчетность формируется в обратном порядке.

В целях обеспечения ответственности и полномочий участников проектов вводятся проектные позиции: Директор проекта, Заказчик проекта, Руководитель проекта, Координатор проекта, Администратор проекта, Участники проекта.